Максименко
Леонід Валентинович

Лікар, психолог - консультант, психотерапевт, педагог, доктор PhD з психології та реабілітології

Список заходів

/ Головна / Для студентів / Общая психология /

Речь в системе познавательной деятельности


Предметная область

Исследуется вопрос психологической способности человека говорить, использовать речь, язык, осуществлять общение. Данная область за время существования называлась по-разному: «психология речи», «психология языка», «психолингвистика». В последние десятилетия наиболее используемое название «теории коммуникации». Изменение названий свидетельствует о смене научных представлений о существе исследуемого явления и в большой мере связана со сближением или, напротив, противопоставлением основных понятий – языка и речи. Целостное рассмотрение речевой способности человека существовало до XX века (тесное связывание речи и языка). Тогда использовались термины «психология речи» и «психология языка» [Гумбольдт, Вундт]. В начале ХХ века Ф. де Соссюр противопоставил понятие «речь» и «язык». Он считал речь явлением психологическим – переходящим, неустойчивым, а в языке подчеркивал его системную организацию, квалифицируя как явление социальное и подлежащее изучению со стороны лингвистики [Соссюр, 1977]. В связи с этим, психология речи была строго отделена от языка, последний передан в ведение лингвистики. Однако исследования речи в отрыве от языка оказывается неоправданным. Преграды между исследователями языка и речи были преодолены в 50е годы ХХ века. Возникла психолингвистика – отрасль науки, направленная на сближение и соединение лингвистических и психологических данных. Все исследования, которые прежде относились к кругу психологи речи или психологии языка, квалифицируется теперь как психолингвистические. Осознание того, что одна из важных сторон функционирования речи состоится в том, что она служит жизни людей и используется для общения, коммуникации, взаимовлияния, организации социальных контактов, привело к исследованию диалога, прагматики, особенностей речи в различных социальных контекстах, изменению взглядов на механизмы речи. В настоящее время отмечается «мягкое» и свободное использование всех перечисленных терминов.

Развитие идей о психологической природе речи и языка

Ранний этап

Античные учёные обсуждали вопросы о том, как связаны между собой звук и значение, чем слово отличается от обозначаемой вещи, можно ли через имя воздействовать на его носителя, каким образом говорящий человек выражает себя в речи. Высокого уровня достигла у них практика использования речи в жизненных ситуациях. Знаменитые ораторы древности: Демосфен, Цицерон владели умением убеждать, способных увлечь за собой аудиторию. Тогда же были заложены основы риторики – как области знаний и приёмов красивой, убеждающей речи. Платон и Аристотель предлагали рецепты построения эффективной речи. Аристотель выделил 4 нормативные части речи: 1. предисловие – в нём содержится основная тема («мелодия»); 2. рассказ – последовательно но частям представляются факты; 3. доказательство – даёт их толкование; 4. заключение – оратор напоминает о цели выступления и стремится добиться к себе расположения. Антическая разработка была истинно практической. В последствии риторика трансформировалась в отвлеченное исследование специальных речевых форм – риторических фигур.

Идея рациональности

В XVII веке, недалеко от Парижа, в Пор-Ролле, в монастыре 2 молодых учёных А.Арно и К.Лансло, философ и лингвист, соединили свои усилия для создания труда по теории языка. «Грамматика общая и рациональная Пор-Ролля» была трудом, представляющим рационалистическую идею. Язык изобретается, придумывается людьми, в нём они проявляют операции своего рассудка. Каждому акту сознания – созерцанию, суждению, умозаключению – соответствует своя грамматическая операция. Грамматика призвана выражать логику. Рассматривая последовательно разные стороны языка: буквы, слоги, слова, включив лексику, синтаксис, авторы стремились проследить эту связь. Поскольку её не обнаружили в ряде моментов, было предложено объяснение: логика образует высший рациональный слой языка, однако в процессе его использования возникают «исторические» формы, которые создают низкий слой повседневного языка.

Язык и дух

На смену рационализму XIX в. принёс «романтическую» идею: язык – проявление человеческого духа. Секрет языка состоит в том, как дух обнаруживает себя в нём. [Вильгельм Гумбольдт 1767-1835]. Он исследовал, какими путями языки разных типов образуют слова, каковы способы обозначения их родства, как слова связываются в предложении и каким образом обозначается эта связь. Го вывод: эти операции необходимы человеческому духу для самовыражения, они представляют собой «чисто умственную» сторону языка, его внутреннюю форму. Внутренняя форма языка тесно связана со сферой понятий человека, его видением мира. По мысли Гумбольдта, язык выражает дух не только отдельного человека, но и целого народа. Существуют языки реалистические (например, греческий) и субъективные (например, немецкий). Национальный характер языка проявляется в словосочетании, речевых периодах. Народы с сильным поэтическим и философским духом имеют развитый и сложный язык.

Язык и мысль

А.А.Потебне (1835-1891) изучал вопрос о соотношении языка и мысли. Основная идея: язык формирует мысль, является её порождающим механизмом. Грамматические категории мысли.

Язык и природа

В.Вундт (1832-1920) рассматривал проблему языка и речи не только в психологическом, но и в естественнонаучном аспекте. Язык, по его мнению, имеет то же происхождение, что и жесты, крики радости или горя, являясь средством выражения психологических состояний и эмоциональной сферы.

Аналитическая установка

Связана с появлением тем исследования конкретно-эмпирического характера. Собирались и издавались словари речевых ошибок типа оговорок. Привлекли внимание формы речевых нарушений, патологической речи, наблюдаемых при недоразвитиях, мозговых травмах. Несколько позднее появились темы взаимоотношения речи и мышления, речевой памяти, внутренней и эгоцентрической речи, биологического и социального в языке и речи. Аналитическая установка приобрела большое значение в первой половине ХХ века. Идеалы и нормы естественных и точных наук определили представление о научном результате, доказательности, организации научного знания. Аналитическая установка ориентированна на изучение таких аспектов речи и языка, которые поддаются объективной регистрации и измерению, является устойчивыми, повторяющимися, допускают классификацию.

Вторая сигнальная система

Развивая физиологическую теорию ВНД, И.П.Павлов ставил задачу раскрытия законов психологической деятельности, в том числе в самых сложных её формах, - таких как речь человека. Слово, по его мнению, связано со всеми внешними и внутренними раздражителями. У человека формируется вторая сигнальная система, отличающаяся от животного. Он понимал её как сложнейший физиологический механизм, осуществляющий речеязыковую деятельность.

Речь как поведение – бихевиористский подход

Дж.Уотсон «Речевые процессы являются просто моторными навыками гортани» [1913]. Речь – рефлекторная деятельность артикулярного аппарата. Б.Р.Скинер «Вербальное поведение» (1957). Отождествлял вербальное поведение, с любым другим и трактовал его по обычной схеме оперантного обусловливания: поведение осуществляется организмом в соответствии с частотой подкрепления концепции, наличное поведение человека, результат индивидуального опыта подкрепления или не подкрепления словесных реакций.

Знаковая система языка- структурализм

Ф. де Соссюра (швейцарский лингвист,1857-1913) разработал структурный (семиотический) подход. Стремление к строгому формальному анализу привело к выделению двух разнокачественных явлений: языка и речи. Язык – это общее, надиндивидуальное, устойчивое начало речевой деятельности. Речь – использование языка, она ускользающее непостоянна для изучения. В 20-50гг ХХ века структурное направление имело доминирующие позиции.

Внутренняя речь

Проблемой внутренней речи, после Платона, занимались многие. Было произведено разделение двух видов внутренне речевых процессов. Один из них: «речь про себя», т.е. беззвучное проговаривание, которое при озвучивании становится обычной «внешней» речью. Другой – особое явление, качественно отличное от внешней речи, направленное на переработку информации от воспринятой речи и подготовку высказываний. Л.С. Выготский (30е года ХХ века). Внутренняя речь происходит из речи эгоцентрической. Поэтому структурированные особенности последней позволяют судить о внутренней речи, недоступной для наблюдения прямым способом. Она представляет собой процесс «искоренения речи в мысль» и в этом смысле противоположна внешней речи. П.Я.Гальперин – внутренняя речь должна предшествовать всякому акту говорения. Ананьев – подчеркнул различие понятий внутренней речи и внутреннего говорения. А.А.леонтьев – выделяет программу внутренней речи, складывающаяся из смысловых «вех», соответствующих будущему объекту (1974).

КАЛЕНДАР ЗАХОДІВ

Май 2024
ПН  6 13 20 27
ВТ  7 14 21 28
СР 1 8 15 22 29
ЧТ 2 9 16 23 30
ПТ 3 10 17
  • майстер-клас практикум "Аналіз сімейних та життєвих сценаріїв"Подробнее
24 31
СБ 4 11 18 25  
ВС 5 12 19 26  
Июнь 2024
ПН  3 10 17 24
ВТ  4 11 18 25
СР  5 12
19 26
ЧТ  6 13 20 27
ПТ  7 14 21 28
СБ 1 8 15 22 29
ВС 2 9 16 23 30
Июль 2024
ПН 1 8 15 22 29
ВТ 2 9 16 23 30
СР 3 10 17 24 31
ЧТ 4 11 18 25  
ПТ 5 12 19 26  
СБ 6 13 20 27  
ВС 7 14 21 28