Максименко
Леонід Валентинович

Лікар, психолог - консультант, психотерапевт, педагог, доктор PhD з психології та реабілітології

Список заходів

/ Головна / Для студентів / Общая психология /

Концепции фило - и онтогенеза психики в психологии.


История развития взглядов на природу и функции психики, детерминанты ее возникновения и развития. Антропопсихизм, панпсихизм, биопсихизм, нейропсихизм, мозгопсихизм. Чувствительность, как критерий психики в концепции А.Н. Леонтьева. Современные концепции основных этапов развития психики в животном мире. Основные формы проявления психики у человека и их взаимосвязь.

Общая психология

Тема 2. Концепции фило - и онтогенеза психики в психологии.

Вопросы лекции.

История развития взглядов на природу и функции психики, детерминанты ее возникновения и развития. Антропопсихизм, панпсихизм, биопсихизм, нейропсихизм, мозгопсихизм. Чувствительность, как критерий психики в концепции А.Н. Леонтьева. Современные концепции основных этапов развития психики в животном мире. Основные формы проявления психики у человека и их взаимосвязь.

Сам термин и понятие Â�душаÂ� возникли и прошли определённый исторический путь задолго до того, как философия, теология, психология сделали её предметом своего исследования.

Проблема возникновения психики и проблема её развития тесным образом связаны между собой. Общий подход к процессу психического развития характеризуется особенностями теоретического разрешения вопроса возникновения психики.

Предпосылками возникновения взглядов человека на проблему психики являются древние представления о ней. Первичное представление о душе связано с переживаниями по поводу смерти. И, возможно, именно сам феномен смерти проявил у человека трепетное восприятие души как чего-то тайного и потустороннего. В Древнегреческой мифологии возникает образ удивительной девушки Психеи, которая определяет душевную жизнь.

Анимизм. С этим направлением связано проявление древних представлений об окружающем мире. Взгляды древних людей были связаны с верой в скрытый за видимыми вещами мир духов /душ/ как особых Â�агентовÂ� или признаковÂ�, которые покидают человеческое тело с последним дыханием. Древние греки стали называть душу словом Â�псюхеÂ�. В.Вундт (1832-1920), обращаясь к проблеме первичного анимизма, разделял, во-первых, психею, или душу, которая отделяется от тела человека, к примеру, во время сна или смерти, и во-вторых, телесную душу, которая размещается в живом теле, к примеру в крови, почках и др.

Гилозоизм. Весь мир – универсален, космос мыслился изначально живым. Границы между живым, не живым и психическим не проводилось. Всё это рассматривалось как порождение единой первичной материи /праматерии/. Гилозоизм впервые поставил душу /психику/ под общие законы естества. Гилозоисту Гераклиту Эфескому (около 544-около 480 до. н.э.) космос явился в образе Â�вечного живого огняÂ�, а душа – в образе его искорки. Гераклит говорил: Â�Познай самого себяÂ�. Â�По каким дорогам ни шёл, не найдёшь границ души, так глубок её логосÂ� - учил Гераклит. Малый мир /микрокосм/ отдельной души подобен большому миру (макрокосмосу) всего миропорядка.

Проблема возникновения психики и проблема её развития теснейшим образом связаны между собой. Поэтому общий подход к процессу психологического развития характеризуется особенностями теоретического вопроса возникновения психики.

Существует целый ряд попыток принципиального разрешения этой проблемы.
1. Â�АнтропопсихизмÂ�. Связан с именем Рене Декарта. Сущность этой теории заключается в том, что возникновение психики связывают с появлением человека, психика существует только у человека. Тем самым вся предыстория человеческой психики оказывается вычеркнутой вовсе.
2. Â�ПанпсихизмÂ�. Теория всеобщей одухотворенности природы, которая является противоположной антропопсихизму.
3. Â�БиопсихизмÂ�. Занимает промежуточное положение между двумя предыдущими теориями. Сущность биопсихизма заключается в том, что психика признаётся свойством не всякой материи вообще, а свойством только живой материи.
4. Â�НейропсихизмÂ�. Психика признаётся свойством не всякой живой материи, но только таких организмов, которые имеют нервную систему.
5. Â�МозгопсихизмÂ�. Материалистическая психология не принимает безоговорочно ни одну их этих концепций. Она исходит из иных положений и ставит перед собой задачу подойти к ответу на вопрос о происхождении психики, описать условия, в результате которых должна была появиться эта сложнейшая форма жизни. Исходя из этих позиций, известно, что основным условием появления жизни является возникновение сложных белковых молекул, которые не могут существовать без постоянного обмена веществ со средой. Для своего выживания они должны усваивать (ассимилировать) из окружающей среды те вещества, которые являются предметом питания и необходимы для поддержания их жизни; одновременно они должны выделять во внешнюю среду продукты распада, усвоение которых может нарушить их нормальное существование. Оба этих процесса – ассимиляция и диссимиляция – составные части обмена вещества. Всякий живой организм избирательно (активно) относится ко всем внешним раздражителям, тем самым, обнаруживая качественно новое свойство живой материи саморегулирование.

Развитие психики и сознания

А.Н. Леонтьев выдвинул гипотезу – чувствительность, как зачаточная форма психического отражения, возникает в ходе развития простой раздражимости, присущей любому, даже наипростейшему, жизнеспособному телу. Согласно данной гипотезе, характерным для каждого животного организма, начиная с простейших, является тот основной факт, что животное – реагирует не только на биологически значимые воздействия, непосредственно входящие в обмен веществ, но и на Â�нейтральныеÂ�, биологические незначимые, если только они сигнализируют о появлениях жизненного важных воздействий. Эта способность получила название чувствительности. Появление чувствительности, согласно гипотезе А.Н.Леонтьева, и может служить объективным биологическим признаком возникновения психики.

Программы инстинктивных действий у животных не могут предусмотреть большое число разнообразных раздражителей, тем самым, ограничивая отражательные возможности животных. В данном случае отражение действительности имеет форму чувствительности к отдельным воздействующим свойствам или группе свойств, форму элементарного ощущения. Согласно предложению Леонтьева, эту стадию развития психики называют стадией элементарной сенсорной психики, охватывающей длинный ряд видов животных.

Особый интерес представляют животные, находящиеся на более высоком уровне эволюционного развития. У них появляются совершенно новые возможности, связанные с появлением нового аппарата – головного мозга. Кора больших полушарий головного мозга, мощно развивающаяся на поздних этапах эволюции высших позвоночных, формируется под прямым воздействием экологических условий.

Именно это делает её основным аппаратом, обеспечивающим сложнейшие формы анализа и синтеза информации, поступающей из среды и основным органом регуляции индивидуально - изменчивого поведения. Механизм индивидуально – изменчивого поведения, осуществляемого при посредстве коры головного мозга, значительно сложнее, чем механизм инстинктивного поведения.

Интерес представляет описание тех условий, при которых возникают новые, индивидуально – изменчивые формы приспособительного поведения животного, и тех этапов, которые они проходят при своём формировании. Условия и этапы возникновения подобных форм поведения были детально изучены большим числом исследователей, но особое внимание было обращено на то, как животное достигает нужной цели и какими путями у него вырабатываются нужные приёмы поведения.

Исследователи пользовались для решения методами, получившими название Â�выработки навыковÂ� или Â�инструментальных или оперантных условных рефлексовÂ�. С этой целью животное помещалось в специальную клетку (так называемый Â�проблемный ящикÂ�, где приманка (пища) отделялась от него преградой), например, дверью, закрытой на щеколду. Чтобы открыть дверь, животное должно было нажать на педаль или подвинуть лапой щеколду. Другой метод изучения новых, индивидуально-изменчивых форм поведения заключается в том, что животное пускалось в сложный лабиринт, в конце которого его ждала приманка (цель). Исследователь наблюдал, как постепенно животное преодолевало неверные пути и находило нужный путь к цели.

Существенное отличие экспертов с образованием сложных навыков, или Â�инструментальных условий рефлексовÂ�, от примененного И.П.Павловым метода Â�классических условных рефлексовÂ� заключалось в том, что успех или неуспех животного зависел от его активных действий, иначе говоря, от характера попыток, к которым оно прибегало.

В связи с этим механизмом выработки индивидуально меняющихся форм поведения, приводящих к решению поставленной перед животным задачи, объяснялся различными исследователями неодинаково. Одни считали (Э.Торндайк, Д.Уотсон), что формы поведения, приводящее животное к достижению цели, возникают как следствие беспорядочных проб и ошибок, когда случайное движение животного позволяло ему открыть дверцу и получить пищу. В дальнейшем подкрепление таких случайно возникших движений поощрением и их многократное повторение приводило к тому, что неадекватные движения не отпадали, а успешные закреплялись.

Иных позиций придерживалась группа авторов, пытаясь проследить правила, по которым формировались поиски решения и которые приводили к возникновению удачных приёмов решения задач. Так, Э.Толмен, К.Креч и другие исходили из положения, что движения животного пытающего решить задачу, не носят хаотического случайного характера и возникают в процессе активной ориентировочной деятельности, когда животное, пытаясь достичь цели, анализирует ситуацию, избирает нужное направление движений.

Благодаря этому попытки животного, направляемые целью, сужаются и постепенно приводят к возникновению нужных двигательных реакций, адекватных цели, которые в дальнейшем закрепляются. Тот факт, что иногда достаточно сложные программы поведения животного, пытающегося достичь цели, вырабатываются не случайно, а при активной ориентировки в новых условиях, подтверждается рядом наблюдений американских исследователей.

Одни из таких фактов был установлен в ходе тщательного анализа действий у животного (крысы при поиске нужного пути в условиях сложного лабиринта). Исследование показало, что пробы, которые делает животное, помещенное в лабиринт, не случайны, они как правило, всегда идут в общем направлении к цели. Поэтому, хоть раз добившись успеха в лабиринте, животное создаёт общую систему направления, в котором оно бежит и во много раз чаще заходит в тупики лабиринта, расположенные в направлении данного пути, чем в тупики лабиринта, расположенные в направлении, обратном схеме. Таким образом, движения животного в лабиринте носят неслучайный характер, т.е. являются результатом активной ориентировки в условиях среды.

Подтверждением этому являются эксперименты с так называемым Â�латентным обучениемÂ�.

В экспериментах американских исследователей сравнивалась быстрота выработки навыков у животных, сразу же помещенных в лабиринт с целью его прохождения, и у животных, которым просто разрешили бегать по лабиринту и, следовательно, позволили предварительно ориентироваться в условиях лабиринта.

Установлено, что у второй группы животных нужный навык вырабатывался значительно быстрее, чем у первой, особенно если им разрешалось активно ориентироваться в условиях лабиринта. Всё это показывает, что двигательные программы, вырабатываемые в условиях специальных задач, являются не механической целью рефлексов, а скорее сложными динамическими схемами, формирующимися у животного в его ориентировочной деятельности.

Развитие интеллекта по Пиаже

В этой концепции предполагается, что взаимодействие субъекта и среды может осуществляться в принципиально различных формах.
1. В форме инстинктивного поведения – которое обусловлено анатомо –физиологической структурой организма;
2. В форме навыков и восприятия;
3. В форме необратимого оперирования, основанного на интуитивном мышлении;
4. В форме обратимого оперирования, когда возникает способность к группировкам

Психологические процессы, свойства и состояния.

К основным формам проявления психики человека и их взаимосвязи относятся:

Процессы:
А. Познавательные:
  1. ощущение;
  2. внимание;
  3. восприятие;
  4. память;
  5. мышление;
  6. воображение.
Б. Эмоционально - волевые:
  1. чувства;
  2. воля.

Свойства:
1. направленность;
2. темперамент;
3. характер;
4. способности.

Состояния:
1. устойчивого интереса;
2. творческого подъема;
3. аффекта;
5. стресса;
6. апатии;
7. угнетенности.

Ощущение.

Отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств. Это основной источник наших знаний о внешнем мире и о собственном теле.

Учение об ощущениях возникло и развивалось в философии как часть теории познания.

В V веке до н.э. Гераклит и Протагор рассматривали ощущения в качестве источника человеческого познания.

В XVIII веке ощущение стало центральной темой обсуждения представителей эмпирической философии.

В ассоциативной психологии механистическое понимание ощущения как элементарных "кирпичиков" психологического получило особое распространение.

Гештальтпсихология отвергала существование изолированных ощущений, из которых в результате ассоциации строится восприятие. Иссследования гештальтпсихологов показали, неверность допущения неизменности связи между раздражителем и соответствующим ощущением.

В психофизике в настоящее время проблема ощущения интенсивно разрабатывается при изучении сенсорных процессов и различных разделов психологии.

Различают пять основных видов ощущений:
1. зрение;
2. слух;
3. осязание;
4. обоняние;
5. вкус.

Многообразие ощущений отображает качественное многообразие окружающего мира, дает человеку возможность ориентироваться в окружающей среде и своем теле.

Классификация ощущений.

По модальности:
1. зрительные;
2. слуховые;
3. осязательные.

Классификация интромодальных ощущений, предложенная английским физиологом Шеррингтоном в 1906 г. на основе анатомического положения рецепторов и выполняемой ими функции:

1. экстерорецептивные, возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, которые расположены на поверхности тела:
а) дистантные (зрительные, слуховые);
б) обонятельные;
в) контактные (осязательные, вкусовые);

2. проприорецептивные (кинестетические), отражающие движение и относительное положение частей тела благодаря работе рецепторов, рассположенных в мышцах , сухожилиях и суставных сумках;

3. интерорецептивные (органические) сигналазирующие с помощью специальных рецепторов о протекании обменных процессов во внутренней среде организма.

Данная классификация не учитывает известную независимость функции ощущения от расположения рецепторов, в частности зрительные ощущения могут нести важнейшую проприорецептивную функцию.

Генетическая классификация Х. Хэда (1918), выделившая более древнюю (протопатическую) и более молодую (эпикритическую) чувствительность.

Ощущение возникает на базе элементарной раздражимости как чувствительность к раздражителям, тем самым отражая факторы среды.

Ощущения человека опостредствованы его практической деятельностью, всем процессом исторического развития общества.

В качестве источника познаний человека об окружающем мире, ощущения входят в целостный процесс познания, образуя чувственную ткань человеческого сознания.

Общие свойства ощущений.

Качество - основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и находящаяся в пределах данного вида ощущений.

Интенсивность - количественная характеристика. Определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

Длительность - временная характеристика. Она определяется функциональным состоянием органа чувств, главным образом, временем действия раздражителя и его интенсивностью.

Пространственная локализация раздражителя - анализ, осуществляемый пространственными рецепторами, дает нам сведения о расположения раздражителя в пространстве.

Абсолютный порог ощущения - минимальная величина раздражителя, при котором впервые возникает ощущение.

Относительная чувствительность - чувствительность к изменению раздражителя.

Исследование ощущений проводится с помощью методов, разработанных физиологией.

Внимание.

Процесс и состояние настройки субъекта на восприятие важной для него информации и выполнение поставленных задач.

Психическая деятельность не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточится на том, что он делает.

Когда создается впечатление, что человек одновременно выполняет несколько дел (феномен "Юлия Цезаря") - это говорит о распределении и высокой скорости переключения внимания.

При внимательном отношении к какому - либо предмету он (предмет) находится в центре нашего сознания, все остальное воспринимается в этот момент слабо.

Чем труднее стоящая перед человеком задача, тем напряженнее и интенсивнее и углубленнее будет его внимание.

Внимание обеспечивает функцию контроля и регуляции деятельности.

Виды внимания.

1. Непроизвольное внимание - наиболее простое, генетически исходное, называют также пассивным, вынужденным. Оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. Деятельность может захватывать человека сама по себе, если она увлекательна, занимательна и неожиданна.

2. Произвольное внимание (волевое, активное, преднамеренное) - управляется сознательной целью. Оно тесно связано с волей человека и выработалось в результате трудовых усилий.

Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процесов.

Функционирование внимания связано с процессами активной мозговой деятельности на фоне общего бодрствования организма. Оно означает связь сознания с определенным объектом, его сосредоточенность на нем.

Основные свойства внимания.

Устойчивость - временная характеристика внимания, длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту.

Концентрация - степень или интенсивность сосредоточенности, т.е. основной показатель его выраженности.

Распределение - субективно переживаемая способноть человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.

Переключаемость (переключение) - определяется скрытно переходя от одного вида деятельности к другому.

Объем - человек обладает весьма ограниченными возможностями воспринимать несколько независимых друг от друга объектов. Он не поддается регулированию при обучении и тренировке.

Отвлекаемость (отвлечение) - непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой.

Рассеянность - неспособность человека сосредоточиться на чем - либо определенном в течение длительного времени.

Мнимая рассеяность - невнимание человека к непосредственно окружающим предметам, процессам или явлениям, вызваннная крайней сосредоточенностью его внимания на каком - либо предмете. Это результат большой сосредоточенности и узости внимания.

Подлинная рассеяность - встречается тогда, когда человек с трудом устанавливает и удерживает произвольное внимание на каком - либо объекте или действии. Физиологически она объясняется недостаточной силой внутреннего торможения.

Когнитивная психология в последние десятилетия интенсивно разрабатывала, проверяла разные объяснительные модели внимания, которые в своем развитии все дальше уходят от механистических аналогий.

К ним относятся:

1. Модель делителя. Одна из моделей избирательности внимания, которая определяет существование своеобразного фильтра и устройства, регулирующего интенсивность сообщения и выполняющего роль посредника между сигналом и его речевой обработкой.

2. Модель с фильтрацией. Одна из первых концепций избирательного внимания, основанная на ограниченной пропускной способности канала обработки сенсорной информации. Последние поступают от органов чувств параллельно по нескольким каналам. Дальнейшей обработке подлежит только тот сигнал, на который будет направленно внимание, и он будет передан через избирательный фильтр в "канал с ограниченной пропускной способностью" - блок, связанный с системами памяти (кратковременной и долговременной) и системой управления исполнительными действиями.

Восприятие.

Наглядно - образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей. Восприятие, также как ощущение, является рефлекторным процессом. Восприятие рассматривается в двух аспектах:

1. субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов (употребляются также термины "образ восприятия", "перцептивный образ");

2. процесс формирования этого образа (употребляются также термины "перцепция", "перцептивный процесс").

Иногда термином "восприятие" обозначается также система действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств, т. е. чувственно - исследовательская деятельность наблюдения.

Восприятие есть непосредственное отражение предмета (явления, процесса) в совокупности его ощущаемых свойств, в его объективной целостности.

Это отличает восприятие от ощущения, которое также является непосредственным чувственным отражением, но лишь отдельных свойств предметов и явлений, воздействующих на анализаторы.

В основе классификации восприятия лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии.

В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают:
1. зрительные;
2. слуховые;
3. осязательные;
4. кинестетические;
5. обонятельные;
6. вкусовые.

Виды восприятия.

1. Зрительное. Помимо собственно зрительных ощущений (света, цвета и т.д.) включает также кинестезические ощущения, возникающие при перемещении глаза (аккомодация, конвергенция и дивергенция, перевод глаза из одного положения в другое.

2. Вкусовое. Большую роль во вкусовом восприятии играет движение языка.

3. Обонятельное. Основную роль играет движения органов дыхания.

4. Слуховое. Активное участие принимают слабые движения артикуляционного аппарата.

5. Кинестетические - играют важнейшую роль во всех видах восприятия, хотя они не всегда отчетливо осознаются человеком.

Сложные виды восприятия.

1. Восприятие пространства. Восприятие пространства имеет в своей основе ряд специальных аппаратов, его строение очень сложно и развитие формы восприятия пространства может протекать на разных уровнях. Чувственно - наглядное отражение пространственных свойств вещей, их велечины и формы, их пространственных отношений (расположения относительно друг друга и воспринимающего субъекта в плоскости и в глубину) и движений. Принимают участие все органы чувств, где ведущая роль отведена совместной деятельности зрительного, двигательного, кожного и вестибулярного анализаторов.

2.Восприятие времени. Имеет различные аспекты и осуществляется на разных уровнях. Наиболее простыми формами являются процессы восприятия:
а) длительности;
б) последовательности; в основе которых лежат элементарные ритмические явления, известные под названием "биологических часов". К ним относятся ритмические процессы, протекающие в нейронах коры и подкорковых образований.

3. Восприятие движения. Если предмет объективно движется в пространстве, то мы воспринимаем его движение вследствие того, что он выходит из области лучшего видения и этим заставляет нас передвигать глаза или голову, чтобы вновь фиксировать на нем взгляд. Смещение же точки по отношению к положению нашего тела указывает нам на ее передвижение в объективном пространстве.

Различают восприятие:
1. непреднамеренное (или непроизвольное);
2. преднамеренное (произвольное).

Непреднамеренное - мы не руководствуемся заранее поставленной целью или задачей - воспринять данный предмет.

Преднамеренное - с самого начала регулируется задачей - воспринять тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Оно может быть включено в какую - либо деятельность и осуществляться по ходу ее выполнения.

Свойства восприятия.

Предметность - выражается в так называемом акте активизации, т.е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира к этому миру.

Целостность - в отличии от ощущений, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный его образ. Он складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.

Константность - относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении его условий.

Структурность - восприятие не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течении некоторого времени.

Если человек слушает какую - нибудь мелодию, то услышанные раннее ноты продолжают еще звучать у него в уме, когда поступает новая нота. Источники целостности и структурности восприятия находятся в:
1. особенностях самих отражаемых объектов;
2. в предметной деятельности человека.

Осмысленность - перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие у человека связано с мышлением, с пониманием сущности предмета.

Сознательно воспринять предмет - это значит мысленно назвать его, т.е. отнести воспринятый предмет к определенной группе, к классу предметов, обобщить его в слове.

При виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми нам объектами, отнести его к некоторой категории.

Восприятие представляет динамический поиск наилучшего толкования, объяснения имеющихся данных.

Апперцепция - зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности.

Восприятие как действие.

Восприятие - своеобразное действие, направленное на исследование воспринимаемого объекта и на создание его подобия.

Анализ функции движения руки в процессе осязания и глаза в процессе зрения показал, что они делятся на два больших класса:

1. Движения поисковые, установочные и корректирующие.

С их помощью осуществляется поиск заданного объекта восприятия, установка глаза (или руки) в "исходную позицию", корректировка этой позиции.

2. Движения, участвующие:
а) в построении образа;
б) в измерении пространственных характеристик объекта;
в) в опознании знакомых объектов.

Восприятие - это система перцептивных действий, и овладение ими требует специального обучения и практики.

Наблюдение.

Активная форма чувственного познания человеком действительности. При наблюдении как самостоятельной целенаправленной действительности уже с самого начала предполагается словесная формулировка целей и задач, направляющих наблюдение на определенные объекты.

Успех наблюдения зависит от того, насколько ясна задача, которая стоит перед ними.

Память.

Запечатление (запись), сохранение и последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений и навыков.

Это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом.

Физиологической основой памяти является пластичность нервной системы. Новейшие исследования показали, что с образованием отпечатков памяти связана концентрация и структура рибонуклеиновой кислоты (РНК).

Процессы памяти.


1. Закрепление (рецепция, импрегнация) - психическая деятельность, направленная на закрепление в памяти путем связывания ее с ранее приобретенным знанием.
2. Сохранение (удержание памяти, ретенция) - это способность удержать, сохранить знания и сведения.
3. Воспроизведение (репродукция) - процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее.
4. Забывание - охранный механизм памяти, заключенный в невозможности воспроизведения.

Теории памяти.

С древних времен памяти придавалось большое значение, однако первые попытки объективного исследования ее были предприняты в XIX веке.

В соответствии с ассоцианистской концепцией памяти весь механизм запоминания сводится к образованию с ассоциацией между впечатлениями, непосредственно следующих друг за другом (Г. Эббингауз, Г. Мюллер, Ф. Шуман и др.).

Исследования ассоцианистов выявили ряд важных закономерностей в области памяти.

Ассоционисты изучали только количественно - временные факторы памяти:
1. изменения количества запоминающихся элементов при разном числе повторений предъявленного ряда и в зависимости от распределения их во времени;
2. зависимость сохранения элементов ряда от времени между заучиванием и воспроизведением и т.д.

Представители гештальтпсихологии (В. Келер, К.Коффка, М. Вертгеймер) подчеркивали значение структурирования материала при запоминании.

К. Левин подчеркивал роль потребностей и намерений субъекта в процессах памяти. Он трактовал эту роль как средство изменения напряженности в силовом поле, в котором образуется гештальт.

Согласно представлениям А. Бергсона, существуют два вида памяти:
1. память - привычка, память тела, в осонове которой лежат физиологические механизмы мозга;
2. память - воспоминание, память духа, не связанная непосредственно с мозгом.

Эта теория двух типов памяти служила в последствии у ряда ученых основой резкого противопоставления механической и смысловой памяти.

Концепция памяти бихевиористов близка к ассоцианистской. Э. Торндайк, К.Халл, Б. Скиннер подчеркивали роль подкрепления при возникновении реакции на стимул, однако игнорировали зависимость этого подкрепления у человека от его сознательной деятельности и особенностей личности. Они исследовали вопросы усвоения и обучения на животных.

З. Фрейд отметил зависимость явлений памяти от личности человека. По его мнению из памяти вытесняется все, что не соответствует подсознательным влечением человека, и, напротив, сохраняется все приятное для него.

Персоналистическая концепция В. Штерна трактовала зависимость памяти от личности. Он считал память не отражением объективной действительности, а ее искажением под влиянием индивидуалистических стремлений личности (гордости, тщеславия, честолюбия).

П. Жане рассматривал память как действие, постепенно усложняющееся и изменяющееся по своему содержанию в ходе исторического развития. Он подчеркнул социальную обусловленность развития памяти человека и показал ее зависимость от деятельности людей.

Ф. Бартлетт подчеркивал социальный аспект памяти человека, объясняя при помощи социальных связей, возникающие при воспроизведении искажения запоминаемого материала.

Л. С. Выготский изучал социальную природу развития памяти. Он придавал особую роль в культурном развитии человечества изобретению и применению знаков и считал, что с их помощью происходит превращение непосредственно протекающих психических процессов в опосредствованные.

Сущность памяти он видел в активном запоминании с помощью знаков.

Когнитивная психология (Р. Аткинсон, А. Бэддели и др.) в настоящее время особенно активно изучает память. Одним из основных принципов этого направления является идея о неразрывной связи всех психических порцессов, представляющих собой единую когнитивную (познавательную) сферу человека. Память рассматривается как один из аспектов общего процесса переработки информации у человека.

В когнитивной психологии одно из направлений - исследование структуры долговременной памяти (П. Линдсей, Д. Норман, Д. Румельхарт). Они рассматривают память как набор когнитивных единиц, ассоциативно свзанных между собой. Это исспользуется для создания компьютерных программ.

А. Р. Лурия изучал нейропсихологические проблемы памяти.

Н. П. Бехтерев изучал психофизиологические проблемы памяти.

М. С. Роговин разрабатывает философские проблемы теории памяти.

Виды памяти.

По продолжительности закрепления и сохранения материала:

Кратковременная - удерживает материал иного типа, чем непосредственный отпечаток сенсорной информации. В данном случае удерживаемая информация представляет собой не полное отображение событий, которые произошли на сенсорном уровне, а непосредственную интерпретацию этих событий. При кратковременной памяти актуализация происходит быстро.

Долговременная - наиболее важная и сложная из систем памяти. Емкость долговременной памяти практически не ограничена. Все, что удерживается на протяжении более чем нескольких минут, должно находиться в системе долговременной памяти, т.е. актуализация происходит через определенный промежуток времени.

Оперативная - процессы, обслуживающие непостредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции.

Активная память - та память, которой мы пользуемся постоянно.

Пасссивная память - характеризуется тем, что ранее изученный материал не воспроизводится в нужный момент.

По характеру психической активности:

У одних людей более продуктивно закрепляется образный материал (предметы, изображения, звуки, цвета и т.п.),

у других - словесный материал (понятия, мысли, числа и т.п.),

у третьих - не замечается явного преимущества в запоминании определенного материала.

1. словесно - логическая. Содержанием являются наши мысли. Мысли не существуют без языка. Главная роль принадлежит второй сигнальной системе. Она специфически человеческая память в отличии от двигательной, эмоциональной и наглядно - образной, которые в своих простейших формах свойственны и животным.

2. Наглядно - образная. Это память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Чаще встречается у художников. Дифференцируется в зависимости от того, какой анализатор оказывается наиболее продуктивным при запоминании различных впечатлений. В связи с этим различают:
а) двигательный;
б) зрительный;
в) слуховой.

3. Словесно - абстрактная. Чаще встречается у ученых - теоретиков.

Чаще встречается смешанный тип:
1. зрительно - двигательный;
2. зрительно - слуховой;
3. слухо - двигательный.
4. Эмоциональная. Память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, либо побуждающие к действию, либо удерживающие от действий.
5.Двигательная память. Запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, таких как и навыки ходьбы, письма и т.д.

По характеру целей деятельности:
1. непроизвольная - запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что - либо запомнить или припомнить.
2. Произвольная - когда стоит задача что - либо запомнить.

Этапы логического запоминания.
1. Осознание цели запоминания.
2. Понимание смысла запоминаемого.
3. Анализ материала.
4. Выявление существенного в материале.
5. Запоминание данного обобщения.

Если в процессе запоминания один из этапов не учтен, то эффективность запоминания становится очень низкой.

Причины, влияющие на продуктивность памяти.

Субъективные:
1. тип запоминания;
2. предшествующий опыт;
3. установка;
4. интерес;
5. состояние организма.

Объективные:
1. количество материала;
2. обстановка;
3. характер материала:
а) осмысленность;
б) связанность;
в) понятность материала;
г) наглядность;
д) ритмичность.

Индивидуальные различия в процессах памяти. Выражаются в:
1. скорости;
2. точности;
3. прочности запоминания;
4. готовности к воспроизведению.

Скорость запоминания определяют числом повторений, необходимых тому или иному человеку для запоминания определенного объема материала. Прочность выражается в:
1. сохранении заученного материала;
2. в скорости его забывания. Готовность памяти выражается в том, насколько легко и быстро человек может припомнить в нужный момент то, что ему необходимо. Готовность памяти зависит от систематичности в приобретении и закреплении знаний.

Мышление.

Социально - обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового. Процесс опосредованного и обобщенного отображения действительности в ходе ее анализа и синтеза.

Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.

Информация, полученная человеком из окружающего мира, позволяет ему представлять не только внешнюю, но и внутреннюю сторону предмета, представлять предметы в отсутствие их самих, предвидеть их изменения во времени, устремляться мыслью в необозримые дали и микромир. Все это возможно благодаря процессу мышления.

Начиная с XVII и вплоть до XX века проболемы мышления осознавались в логике эмпирических представлений о человеке и присущих ему способах отношения с внешним миром. Согласно этой логике, человек способен воспроизвести пространственные взаимодействия "готовых систем".Его познавательные способности противостоят столь же неизменным свойствам объктов.

К родовым познавательным способностям относили:

1. созерцание (способность сенсорной системы осуществлять в контакте с объектами их образно - чувственное отображение);

2. мышление и рефлексию (способность субъекта оценивать свои врожденные формы психической активности и соотносить с ними факты закрепления и выводы мысли);

3. обобщение (абстрагирование от несущественных особенностей с помощью таких мыслительных операций, как анализ и синтез, сравнение и классификация).

Анализ - рассмотрение, изучение чего - либо, основанное на:
а) расчленении (мысленном, а также часто и реальном) предмета, явления на составные части;
б) определение входящих в целое элементов;
в) разборе свойств какого - либо предмета или явления.

Синтез - знание о предмете получается путем:
а) соединения его элементов;
б) изучения их связи.

Сенсуализм представил свой главный принцип - "нет ничего в разуме, чего не было раньше в ощущениях". Происходил отрыв от самой сущности объктов.

На этой основе развивались концепции мышления в эмпирической, в частности, в ассоциативной психологии (Д. Гартли, Дж. Пристли, И. А. Тэн, Г.Эббингауз, В. Вундт).

Формально - логические, т.е. отвлеченные от содержания, операционно - машинные действия субъекта со знаками и др. средствами общения полностью исчерпывали психологическое понимание мышления, т.е. содержательная сторона мышления - сам его предмет - оставалась на чувственно - образном уровне.

Эмпирическая психология принимала в качестве основных понятий, образующих мышление, то что в формальной логике понималось под "понятием", "суждением"и "умозаключением".

Понятие - мысль, в которой отражаются:
а) общие, существенные;
б) и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности.

Суждение - отображение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками.

Умозаключение - такая связь между мыслями (понятиями, суждениями), в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем другое суждение, извлекая его из содержания исходных суждений.

В эмпирической психологии мышление сводилось к процессу ассоциативных связей, следов прошлого и сенсорного опыта, замыкаясь в кругу субъективных переживаний, окончательно отрываясь от своего действительного предмета и лишаясь своей главной способности - творческого синтеза знаний.

В бихевиоризме в основе находится эмпирический подход.

Согласно концепции бихевиоризма, в жизнедеятельности животных и человека, протекающей по принципу "стимул - реакция", возникает внутреннее взаимодействие навыков речи, лишенной ее внешней, сигнально - звуковой реактивности, что образует психический процесс, называемый мышлением.

Гештальтпсихология основывалась на принципе интуитивизма. С их точки зрения (М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка, К. Левин и др.) внутренний мир человека представляет собой иерархию целостных психических форм, воспроизводящих не просто совокупность внешних условий и объектов (целостность ситуаций, образуемых жизнедеятельностью человека). Мышление это усмотрение (постижение) в отраженных формах реальных тенденций и возможностей отражаемого.

Марксистское понимание мышления основывается на понимании человеческой жизнедеятельности как обществено - исторического, развивающего свои общественные формы (формы общения людей) процесса предметной деятельности. Труд представляется как осознанная целесообразная деятельность.

Виды мышления.

1. Наглядно - действенное мышление.

В ходе исторического развития люди решали свои задачи в начале в плане практической деятельности, лишь затем из нее выделилась деятельность теоретическая.

Не только в историческом развитии человечества, но и в процессе психического развития каждого ребенка исходной будет не чисто теоретическая, а практическая деятельность. Внутри этой последней и развивается в начале детское мышление.

В преддошкольном возрасте (до 3 лет включительно) мышление в основном наглядно - действенное.

2. Наглдядно - образное мышление.

В простейшей форме наглядно - образное мышление возникает преимущественно у дошкольников, т. е. в возрасте 4 - 7 лет. Связь мышления с практическими действиями хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непостредственной, как раньше.

В ходе анализа и синтеза познаваемого объекта ребенок необязательно и далеко не всегда должен потрогать руками заинтересовавший его предмет.

Во многих случаях не требуется систематического практического манипулирования (действования) с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект.

Дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями (в строгом смысле).

Наглядно - образное мышление детей непосредственно и полностью подчинено их восприятию, и, по этому они пока не могут отвлечься, абстрагироваться с помощью понятий от некоторых наиболее ярких свойств рассматриваемого предмета.

3. Отвлеченное мышление.

На основе практического и наглядно - чувственного опыта у детей в школьном возрасте развивается - сначала в простейших формах - отвлеченное мышление, т.е. мышление в форме абстрактных понятий.

Овладение понятиями в ходе усвоения школьниками основ различных наук - математики, физики, истории - имеет огромное значение в умственном развитии детей.

Формирование и усвоение математических, географических, физических, биологических и многих других понятий в ходе школьного обучения составляет предмет многочисленных исследований.

В конце школьного обучения у детей формируется система понятий. Ученики начинают успешно оперировать не только отдельными понятиями (например, "удельный вес", "млекопитающие"), но и целыми классами или системами понятий (например, ситема геометрических понятий).

Индивидуальные особенности мышления.

У различных людей проявляются прежде всего в том, что у них по - разному складываются соотношение разных и взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно - образного, наглядно - действенного и отвлеченного мышления).

К индивидуальным особенностям мышления относятся также и другие качества познавательной деятельности:
1. самостоятельность;
2. гибкость;
3. быстрота мысли.

Воображение.

Или фантазия, как и мышление принадлежит к числу высших познавательных процессов, в которых виден специфический человеческий характер деятельности.

Не вообразив себе готовый результат труда, нельзя приниматься за работу. В представлении ожидаемого результата с помощью фантазии - коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных.

Любой трудовой процесс с необходимостью включает в себя воображение. Оно выступает как необходимая сторона художественной, конструкторской, научной, литературной, музыкальной и вообще творческой деятельности.

Воображение - необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью.

Ведущим механизмом воображения служит перенос какого - либо свойства объекта. Неповторимость переноса измеряется тем, насколько он способствует раскрытию специфической целостности природы другого объекта в процессе его познания или создания человеком.

Символическая функция становится основой этого процесса.

Виды воображения.

1. Произвольное.
Оно проявляется в ходе целенаправленного решения:
а) научных;
б) технических;
в) художественных проблем при наличии осознанной и имеющей ответную реакцию поисковой задачи.

2. Непроизвольное.
Проявляется в:
а) сновидениях;
б) измененных состояниях и т.д.

Воображение подразделяют также на:
1. Пассивное.
Фантазия создает образы, которые не воплощаются в жизнь, намечает проргаммы поведения, , которые не осуществляются и зачастую не могут быть осуществленными.
а) Пассивное преднамеренное. Если в процессах воображения у человека преобладают грезы, то это дефект развития личности.
б) Пассивное непреднамеренное.

Это происходит при:
1) ослаблении контролирующей роли сознания;
2) временном бездействии человека;
3) в полудремотном состоянии;
4) в состоянии аффекта;
5) во сне (сновидения);
6) при патологических расстройствах сознания (галлюцинации).

2. Активное. Создание образов всегда имеет воплощение в реальной жизни и деятельности.
а) Творческое. Предполагает самоостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности.
б) Воссоздающее. Имеет в своей основе создание образов, соответствующих описанию.

Эмоционально - волевые процессы.

Чувства.

Устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами; высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях.

Это переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает.

Чувтва выделяют в воспринимаемой и представляемой действительности явления, имеющие для человека стабильную потребностно - мотивационную значимость.

Чувства носят отчетливо выраженный предметный характер, т. е. непременно связаны с некоторым конкретным объектом (предметом, человеком, событием жизни и т.п.).

Одно и то же чувство может реализовываться в различных эмоциях. Этосвязано со сложностью явлений.

Исторически чувства формируются в процессе социального развития человека и изменяются в зависимости от конкретных социальных условий.

В жизни чувства проявляются позже, чем собственно эмоции; они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитальных воздействий семьи, школы, искусства.

В процессе развития личности чувства организуются в личностную систему приоритетов в которой одни из них занимают ведущее положение, другие же остаются нереализованными.

Классификация чувств учитывает отдельные их подвиды в соответствии с конкретными областями деятельности и сферами социальных явлений, которые становятся объектами чувств:
1. моральные;
2. эстетические;
3. интеллектуальные;
4. практические;
5. родительские и др.

По степени обобщенности предметного содержания чувства подразделяются на:
1. конкретные (к ребенку, к произведению искусства);
2. обобщенные (к детям, к музыке);
3. абстрактные (чувство справедливости, трагического и т.п.).

Отсутствие полной классификации объясняется большим их разнообразием.

Формы переживания чувств.

Чувства переживаются иногда как:
1. приятный;
2. неприятный;
3. смешанный оттенок любого психического процесса.

Оно при этом осознается не само по себе, а как свойство предметов или действий.

Удовлетворение или неудовлетворение потребностей порождает у человека специфические переживания, приобретающие различные формы:

Эмоции.

Непосредственное, временное переживание какого - нибудь более постоянного чувства.
а) Стенические. Становятся побуждениями к поступкам, к высказываниям, увеличивают напряжение сил.
б) Астенические. Характеризуются пассивностью или созерцательностью, переживания чувств, которые расслабляют человека.

Аффекты.

Эмоциональные процессы быстро овладевающие человеком и бурно протекающие. Они характеризуются:
1. значительными изменениями сознания;
2. нарушением контроля за действиями;
3. утратой самообладания;
4. изменением всей жизнедеятельности организма.

Аффекты кратковременны, так как вызывают громадную затрату сил. Если обычная эмоция - это душевное волнение, то аффект - буря.

Настроения.

Представляет собой общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение значительного времени все поведение человека. Настроения бывает:
а) радостное;
б) печальное;
в) бодрое;
г) вялое;
д) возбужденное;
е) подавленное;
ж) серьезное;
з) легкомысленное;
и) раздражительное;
к) равнодушное.

Стресс.

Особая форма переживания чувств, близкая по своим психологическим характеристикам к аффекту, но более длительная.

Эмоциональный стресс является комплексным процессом, включающим физиологические и психологические компоненты.

Действие стресса может быть:
а) усиливающимся или ослабляющимся;
б) положительным или отрицательным.

Стресс может дать улучшение ряда психологических и физиологических показателей:
а) интенсифицировать соматические возможности человека;
б) улучшить познавательные процессы (внимание, память, мышление);
в) повысить мотивацию;
г) резко изменить психологические установки.

Стрессовыми могут быть не только сильные реально действующие психические и физические раздражители, но и представляемые, воображаемые, напоминающие о горе, угрозе, страхе, а также другие эмоциональные состояния.

Наиболее разрушительным стрессом признано психическое напряжение, результатом которого является невротическое состояние.

Воля.

Способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия (свои непосредственные желания и стремления).

В традиционной психологии воля рассматривалась как:

1. источник человеческой активности. Он определял независимость поведения от объективных причин;

2. отрицалась вовсе, путем сведения ее к другим психическим процессам. В основе волевого поведения лежит сложный психологический механизм. Он включает в себя:
а) общие для целенаправленной деятельности компоненты. Общим является зависимость поведения от внутреннего интеллектуального плана, выполняющего функцию сознательной регуляции деятельности. Внутренний интеллектуальный план направлен на поиск тех действий, которые при данных конкретных условиях могут привести к достижению поставленной цели.
б) специфические. Специфичным для воли является наличие внутреннего интеллектуального плана, организующего все имеющиеся у человека в данный момент побуждения в направлении такой их организации, при которой ведущим мотивом становится сознательно поставленная цель.

Понятие воля появилось одновременно с понятием личность. Главной ценностью личности является свобода воли. Психоаналитическая концепция от З.Фрейда до Э. Фромма представляла волю как своеобразную энергию человеческих поступков.

Лоренц видел энергию воли в изначальной агрессивности человека.

А. Адлер, К. Г. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм связывали проявление воли с социальными факторами.

К. Г. Юнг представлял волю как универсальные архетипы поведения и мышления, заложенные в каждой культуре.

А. Адлер - стремление к власти и социальному господству.

К. Хорни, Э. Фромм - стремление личности к самореализации в культуре.

Особое значение в выполнении волевого действия имеет вторая сигнальная система. Она осуществляет всю сознательную или целесообразную регуляцию человеческого поведения.

И. П. Павлов подчеркивал, что произвольность движений есть результат сумманой работы коры головного мозга.

Фазы волевого процесса.
1. возникновение побуждения и постановка цели;
2. стадия обсуждения и борьба мотивов;
3. принятие решения;
4. исполнение.


Вернуться

Добавить комментарий

Представьтесь:
Email:
Ваше мнение:
 

Комментарии

КАЛЕНДАР ЗАХОДІВ

Май 2024
ПН  6 13 20 27
ВТ  7 14 21 28
СР 1 8 15 22 29
ЧТ 2 9 16 23 30
ПТ 3 10 17
  • майстер-клас практикум "Аналіз сімейних та життєвих сценаріїв"Подробнее
24 31
СБ 4 11 18 25  
ВС 5 12 19 26  
Июнь 2024
ПН  3 10 17 24
ВТ  4 11 18 25
СР  5 12
19 26
ЧТ  6 13 20 27
ПТ  7 14 21 28
СБ 1 8 15 22 29
ВС 2 9 16 23 30
Июль 2024
ПН 1 8 15 22 29
ВТ 2 9 16 23 30
СР 3 10 17 24 31
ЧТ 4 11 18 25  
ПТ 5 12 19 26  
СБ 6 13 20 27  
ВС 7 14 21 28